Логин:     Пароль:
 
23 Апреля 2024 г.  20:35
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СПРАВКА
Законодательные акты
Органы гос. управления
Методические материалы
Консультации
10.12.13
 

Реклама или информация? ФАС уполномочен объяснить… или запутать? ФАС России направил руководителям территориальных органов ФАС письмо № АК/47658/13 от 28.11.2013 с разъяснениями о том, как квалифицировать рекламные и информационные конструкции.

Является ли рекламой изображение не конкретного товара, а изображение, характерное для группы однородных товаров (например, бутылка вина, пивная бочка, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.)? В соответствие с разъяснениями ФАС России, если изображения не содержат индивидуализирующих признаков указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

Значит, вывеска? Нет, и не вывеска! Согласно тем же разъяснениям, вывеска – это только то, что содержит обязательную к размещению информацию. Размещение такой информации может регулироваться местными органами власти в рамках темы «правила благоустройства территории». Похоже, что здесь ФАС «умывает руки» – возможно, потому, что этот вопрос никак законодательно не урегулирован. То есть и не реагировать нельзя (количество обращений растёт), и реагировать, по сути, нечем – ничего в законах про это не сказано. Значит, пусть нарабатывается судебная практика на местах, растут обращения, жалобы и апелляции – а там посмотрим. Наберётся необходимое количество удобрений (виноват – информации!), тогда можно будет выступить с законодательной инициативой. А пока позиция надзорного органа здесь ограничивается лишь тем, что такие изображения нельзя квалифицировать как рекламу.

Не является рекламой размещение наименования, независимо от манеры его исполнения. Указание профиля деятельности организации (например: кафе, агентство недвижимости, автошкола) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (одежда, игрушки, молоко) может быть признано обычаем делового оборота и не подпадает по действие закона «О рекламе». Коммерческое обозначение (вероятно, имеется ввиду логотип?) также рассматривается как идентификация организации, необходимая для потребителей, а потому тоже не считается рекламой.

Однако и в этом вопросе сделаны оговорки. Оказывается, при размещении вывески следует принимать во внимание её целевое назначение! Хотя до этого момента (согласно тексту письма) у авторов разъяснений это вопросов не вызывало – информирование потребителей согласно закону. Но получается, что вывеска вывеске рознь. Получается, что могут возникнуть ситуации, когда целевое назначение вывески может быть оспорено – например, на основании того, что она висит «не в том месте». Опять же, как и в случае с дополнительными изображениями – пусть на местах разбираются, что значит «не в том месте». Спасибо, что хоть при занятии компанией всего здания она имеет право разместить крышную установку со своим названием, и это не будет считаться рекламой.

Отдельно ФАС России остановился на АЗС. Здесь камнем преткновения был вопрос размещения информации о ценах. Вывод специалистов надзорного ведомства – цены указывать можно, даже на световых табло, если они расположены на территории, принадлежащей АЗС (включая подъездные пути, если они тоже принадлежат АЗС). Получается, что размещение информации о ценах на товары в витрине магазина тоже не является рекламой?

Однако и здесь есть оговорка. Если размещение такой информации осуществляет вне местонахождения юридического лица, то это – реклама. Как известно, вопрос местонахождения юридического лица прописан в Гражданском кодексе (статья 93). Там указан ряд критериев (мест), по которым может определяться местонахождение юридического лица: место создания, регистрации, нахождения руководящих органов, ведения деятельности, нахождения офиса, а также место, откуда ведется управление деятельностью. При этом есть основания полагать, что суды могут считать местонахождением организации место её регистрации, а не место ведения деятельности.

Если так, то сделанная оговорка фактически дезавуирует предыдущий тезис о том, что цены можно размещать.

Похоже, что эти разъяснения ФАС не столько решают насущные вопросы участников рынка рекламы (см. Согласование вывесок: пьеса в театре абсурда), сколько являют собой образец правильного реагирования на «письма трудящихся». Когда вопрос решить нельзя, а реагировать на ситуацию нужно.

Полный текст письма ФАС России № АК/47658/13 от 28.11.2013 (pdf.358 kb)

Пришлите свою новость  Подписаться на новости

07.06.17 Нейминг: смешение – или только кажется?
Могут ли в одной сфере деятельности работать компании с почти одинаковыми названиями? Оказалось, что ответ не очевиден.
12.04.17 Когда сходство с чужим товарным знаком допустимо?
Сходство с чужим товарным знаком может быть ненаказуемо.
13.02.17 Регистрация товарных знаков: стоит ли рисковать?
Сколько заявок нужно подавать в Роспатент при регистрации товарного знака и почему?
07.02.17 Расходы на маркетинговые исследования: чем подтвердить?
Заказывая маркетинговые исследования, нужен не только здравый смысл, но и разумная осмотрительность – в части последующей налоговой отчётности.
20.01.17 Как регистрация логотипа влияет на учёт рекламных расходов
О регистрации прав на товарный знак и о том, может ли он привлекать внимание, если аналогичное название используют другие компании
11.01.17 Что общего и где грань между рекламой и офертой?
Как не нарушить требования закона «О рекламе» и в то же время избежать оферты – если, конечно, вы хотите её избежать.
09.01.17 Чужие товарные знаки «подешевеют»?
Нарушение прав на товарные знаки в некоторых случаях может обойтись дешевле, чем раньше.
22.12.16 Логотип Крыма: что же главное?
Похоже, что оригинальность логотипа Крыма в основном сосредоточена в многоцветной букве «Я». Мог ли быть на её месте любой другой знак?
20.12.16 Новогодние подарки: реклама или нет?
Как следует учитывать расходы на новогодние подарки, которые передаются не во время официальных мероприятий?
02.11.16 Язык рекламы: грани проблемы
Всегда ли песец в рекламе – это полярная лисица с короткими ногами, длинным пушистым хвостом и белой или серовато-дымчатой окраской?
Каталог
Новые участники - Москвы
Рейтинг@Mail.ru