Логин:     Пароль:
 
18 Апреля 2024 г.  15:36
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СПРАВКА
Законодательные акты
Органы гос. управления
Методические материалы
Консультации
22.01.14
 

Реклама медицинских услуг: что непонятно? В результате «информационной волны» за короткий срок по вопросам рекламы медицинских услуг было проведено совещание в профильном комитете Государственной думы, а также выпущены разъяснения ФАС.

Публичная часть истории началась с журналистов «Российской газеты». Они посчитали, что новые поправки в закон «О рекламе», предусмотренные Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ, привели к удивительной коллизии (?) между частями 7 и 8 статьи 24 закона «О рекламе». Вот их цитата части 7 и 8, представленная в их публикации:

Часть 7: «Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов».

Часть 8: «Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях».

Анализируя текст этих частей статьи 24 закона «О рекламе», журналисты пришли к следующему выводу: «Выходит, что реклама медицинских услуг всем вроде бы разрешена, хотя и с ограничениями. А с другой стороны, вроде бы запрещена».

Мы прочитали эти же фрагменты закона, и не увидели никаких противоречий. Суть приведённых норм вполне понятна, хотя и трудночитаема. Для облегчения восприятия мы выделили значимые части:

Часть 7: «Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов».

Часть 8: «Реклама лекарственных препаратов (уточняется, каких именно) в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации (то есть всех), а также медицинских изделий, (уточняется, каких именно) для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях».

Теме не менее активность наших коллег привела к тому, что было проведено совещание в профильном комитете Государственной думы, где им предоставили слово в самом начале совещания, а также были выпущены разъяснения ФАС (pdf. 1522kb). В чём причина такой активности менее чем через две недели после новогодних каникул?

Можно подумать, что причина – забота о потребителях, о населении, о «народе». Как теперь люди узнают, где какие медицинские услуги оказывают? Ведь, как указано в той же публикации, «перечисление медицинских услуг на сайтах, которые теперь обязаны иметь все медицинские организации, при желании можно будет истолковать как ненадлежащую рекламу и убрать». Это верно. При желании, которое возникает то у одного, то у другого чиновника, истолковать можно всё. В том числе и обязательную к публикации информацию представить как рекламную. Такие прецеденты, например, регулярно встречаются в сфере наружной рекламы, к которой ошибочно относят информационные конструкции. С другой стороны: когда людям нужно узнать о медицинских услугах, вряд ли они открывают первое попавшееся информационное издание и ориентируются на рекламные публикации, размещённые там.

Дело, конечно, в другом. Как отмечается всё в той же публикации, например, в «Комсомольской правде» доля рекламы медицинских услуг составляла около 30%. А потому проблема заключается вовсе не в противоречиях между частями статьи 24 закона «О рекламе». Проблема – в чётком разделении всей информации на обязательную (которую необходимо предоставлять в соответствии с законом «О защите прав потребителей») и рекламную. Проблема – в том, что обязательная информация об услугах, предоставляемых медицинскими учреждениями, должна размещаться в местах, имеющих отношение к конкретному учреждению (включая его сайт), а не на каждом углу и не в каждой газете. Наконец, проблема – в представлении о том, как должен быть организован рынок медицинских услуг.

Однако данная история ещё не закончена. Будет организован обмен мнениями представителей всех заинтересованных сторон. Возможно, будут вноситься уточнения в формулировки закона. Но вся активность по-прежнему происходит вокруг рекламы, а не информации о медицинских услугах. Потому что информация не принесёт столько денег, сколько реклама.

Автор: Андрей Тарутин, ADVmarket.ru

Пришлите свою новость  Подписаться на новости

07.06.17 Нейминг: смешение – или только кажется?
Могут ли в одной сфере деятельности работать компании с почти одинаковыми названиями? Оказалось, что ответ не очевиден.
12.04.17 Когда сходство с чужим товарным знаком допустимо?
Сходство с чужим товарным знаком может быть ненаказуемо.
13.02.17 Регистрация товарных знаков: стоит ли рисковать?
Сколько заявок нужно подавать в Роспатент при регистрации товарного знака и почему?
07.02.17 Расходы на маркетинговые исследования: чем подтвердить?
Заказывая маркетинговые исследования, нужен не только здравый смысл, но и разумная осмотрительность – в части последующей налоговой отчётности.
20.01.17 Как регистрация логотипа влияет на учёт рекламных расходов
О регистрации прав на товарный знак и о том, может ли он привлекать внимание, если аналогичное название используют другие компании
11.01.17 Что общего и где грань между рекламой и офертой?
Как не нарушить требования закона «О рекламе» и в то же время избежать оферты – если, конечно, вы хотите её избежать.
09.01.17 Чужие товарные знаки «подешевеют»?
Нарушение прав на товарные знаки в некоторых случаях может обойтись дешевле, чем раньше.
22.12.16 Логотип Крыма: что же главное?
Похоже, что оригинальность логотипа Крыма в основном сосредоточена в многоцветной букве «Я». Мог ли быть на её месте любой другой знак?
20.12.16 Новогодние подарки: реклама или нет?
Как следует учитывать расходы на новогодние подарки, которые передаются не во время официальных мероприятий?
02.11.16 Язык рекламы: грани проблемы
Всегда ли песец в рекламе – это полярная лисица с короткими ногами, длинным пушистым хвостом и белой или серовато-дымчатой окраской?
Каталог
Новые участники - Москвы
Рейтинг@Mail.ru