Логин:     Пароль:
 
19 Марта 2024 г.  9:52
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СПРАВКА
Законодательные акты
Органы гос. управления
Методические материалы
Консультации
03.02.16
 

Сергей Пикус, генеральный директор Иллан-gifts, управляющий партнёр Illan communications Редактор портала ADVmarket.ru Андрей Тарутин встретился с генеральным директором Иллан-gifts, управляющим партнёром Illan communications Сергеем Пикусом. Речь шла о том, каковы итоги 2015 года для рынка сувенирной продукции, и чего компаниям отрасли следует ждать в 2016 году. 

- Сергей, что можно назвать главными итогами 2015 года?

- Если говорить о нашей компании, то всё, что мы планировали в начале года, – когда мы предполагали, что рост составит 20-25% в рублевом эквиваленте – эти реперные точки мы прошли. Таким образом, падения рублёвой выручки, которое анонсируется в рекламной индустрии – около 20-25%, – де-факто не произошло на нашем рынке. Цены выросли на 30-40%, рублёвая масса выросла, физически объёмы уменьшились на 15-20%. 

Если говорить о закупках в каталогах, то все те планы, которые перед нами ставили, мы выполнили. Рост составил, в среднем, около 35% в рублях. По ведущим каталогам рост получился больше – 40-45%. Нужно понимать, что наш бизнес, в отличие от многих сувенирных компаний, распределён на два города – на Москву и на Питер. Если бы не Москва, то мы бы не достигли таких показателей. Основной рост получился за счёт Москвы. В первую очередь – за счёт реорганизации компании.

Что касается рынка промо-сувениров в целом, то произошло значительное перераспределение заказов. Объём закупок в отрасли в рублевой массе увеличился за счёт роста курса, так как 60-70% товарных позиций – это импортные позиции. Доля сырья или комплектующих внутри продукции, которая изготавливается в России, такова, что все цены также значительно выросли, хотя и в меньшей пропорции.

Мы стали больше работать с русскими производителями. Но за год не произошло глобального насыщения рынка компаниями, которые стали заниматься производством. 

В течение года подтвердились мои сомнения в том, что существенно изменится иерархия ведущих поставщиков. Разве что ещё больше стал отрыв лидера. Хотя во втором эшелоне произошли существенные изменения.

Люди стали ещё более тщательно относиться к качеству, оригинальности продукции, упаковке, сопутствующей полиграфии. Фактор креатива стал играть ещё более важную роль. Особенно в цене проектов, которые реально решают маркетинговые задачи клиентов. 

Появилось большое количество вариантов импорта китайских товаров. Но при нынешнем курсе рубля будет ещё более вымываться дорогой ассортимент. На сегодняшний день заявленная цена VIP-подарков составляет 7-8 тыс. рублей. 

- Можно ли сказать, что рублёвый объем потребления сувенирной продукции в России в 2015 году снизился?

- Если говорить обо всей отрасли, то вполне возможно. Например, мы чётко можем сказать, что уменьшились объемы подарков для госструктур. Уменьшились суммы тендеров, всё большее их количество переходит в форму он-лайн ценовых аукционов. И всё большее количество тендеров с начальными суммами меньше 100 тысяч рублей, – можно сделать делать вывод, что это преднамеренная схема работы. При этом сбор документации на такие заказы аналогичен большим аукционам.

- Просматривая осенью того года тендеры на сувенирку, мне показалось, что федеральные ведомства решили разбить крупные закупки по мелким тендерам.  

- Да, такое возможно. Госструктуры обязаны начинать с определённых сумм работать по 44 ФЗ. Их подталкивают к тому, чтобы процедура тендеров была объявлена, как аукцион. Желание сэкономить и отсутствие процедурных альтернатив приводит к тому, что заказчик вынужден выделять сувенирную продукцию в отдельный тендер, а все разработки заставлять участников тендеров делать бесплатно. Либо, по доброте душевной, объявлять ещё один тендер.

- Ваши прогнозы на этот год, исходя из прошлого года? Следует ли ожидать каких-то качественных изменений на рынке промопродукции?

- Прогноз – дело неблагодарное. Никто не знает, что будет с нефтью. Но этот год будет точно тяжелее, чем прошлый. Предполагаю, что увеличение выручки на 15% будет достижением.

Если говорить о переходе количества в качество, то мы видим вымывание качественного  ассортимента – его будут покупать существенно меньше. То, что раньше казалось абсолютно возможным, – например, покупка в пределах 50$, – на сегодняшний день перейдёт в разряд VIP-продукции. Многие бренды, работая с ритейлом, вновь вспомнят про промосегмент, пытаясь оставить себе долю рынка.

У отдельных поставщиков будут очень тяжёлые времена. По всей вероятности, будут попытки минимизировать затраты: уже сейчас видно, как в поиске работы находятся множество менеджеров от известных игроков рынка.

В Петербурге  и Москве мы видим, как  некоторые игроки, которые были известны на протяжении многих лет и кто работал с конечным потребителем, сдали свои позиции. 

Мы в этом году видим фантастическое увеличение доли алкоголя и всего съедобного. Видимо потому, что цены на эту продукцию не так существенно поднялись, как на всё остальное. А также потому, что потребительская ценность этой продукции, вероятно, стала существенно выше, и в условиях короткого горизонта планирования проще всего купить в последний момент то, что первое приходит в голову. 

Мы видим существенное ухудшение качества сопутствующей продукции: подарочной упаковки и прочее. Этой продукции становится меньше. Это просто дорого. Стоимость коробки на сегодняшний день сравнялась со стоимостью подарка.

Нас ждут тяжёлые времена. Расходы на рекламу будут в принципе уменьшаться. Доля рекламодателей, занимающихся продажей импортной продукции, снижается. Они всегда были превалирующими на рынке офф-лайн рекламы. Сейчас доля эта будет уменьшаться. Я даже допускаю, что в определённых каналах рекламы будут существенно снижаться цены, и возможен переток рекламных бюджетов.

Запуск новых проектов, я думаю, в этом году будет практически приостановлен, пока производство не поймёт, что есть какие-то вменяемые правила игры, есть какая-то статичность. Сейчас рынок шарахается в стороны от любой новости. Новых продуктов нет. Значит, нет разработки новых марок, рекламных бюджетов и прочее. Этот год будет годом выживания и осторожного сползания вниз.

Судя уже по 2015 году, существенно изменился рынок игроков, которые работают с конечным потребителем. Ещё сильнее стало видно, что основные бюджеты сосредотачиваются в Москве. Идет сильное вымывание региональных бюджетов. Там пояса давно уже подтягивают. В Петербурге рекламный бюджет на сувенирную продукцию в 1 млн рублей – это замечательно. Таких бюджетов стало в разы меньше, чем год назад. В Москве 1 млн – это средний бюджет.

В этом году намечаются изменения в законодательстве в тендерной документации. Всё, что свыше 6 млн рублей, будет проходить в форме аукциона, а не конкурса. 

Что будет происходить, мы увидим уже очень скоро. В ближайшие недели увидим существенное повышение цен. Кто-то их уже повысил. Большинство компаний будет исходить из того, что средневзвешенный курс доллара будет на уровне 75-80 рублей, и закладываться будут в него. Цены уже сейчас поднимутся на 20-25%. В ближайший месяц мы увидим, что у нас будет происходить с сезонным всплеском, связанным с 23 февраля и 8 марта.

- 15 лет назад нефть стоила столько же. Рынок сувенирной продукции существовал. В чем отличие ситуаций?

- После 1998 года, уже в 1999 наступил колоссальный рывок вперёд. Индустрия развивалась бешеными темпами. Было совершенно другое ценообразование и уровень зарплат. Сейчас должно произойти какое-то радикальное потрясение, когда произойдёт массовая отвязка зарплат от курса доллара, когда все издержки существенно уменьшаются. Только нам с Вами это весьма не понравится. Тогда возможно работать совсем по-другому. Но это не главное.

Главное в том, что на тот момент люди начинали вкладывать деньги в развитие. Сейчас этого не происходит. Частный сектор не хочет занимать развитием по множеству причин. Я пока не вижу перспектив. Для того, чтобы всё стало хорошо, нужно было пройти шок 98-99. Ещё раз пройти через такое желающих немного.

Итог: год будет крайне тяжёлым, но мы на это смотрим с оптимизмом. Мы дальше будем расширять наш бизнес.

Интервью взял: Андрей Тарутин, ADVmarket.ru

Пришлите свою новость  Подписаться на новости

20.12.17 Откуда берутся хорошие маркетологи?
Елена Ласман, директор по маркетингу и рекламе консорциума «Логика-Теплоэнергомонтаж»: «Если человек не работал в крупной компании – он в принципе не может иметь хорошую квалификацию».
13.12.17 Рынок труда: каких маркетологов не хватает?
Мария Огнева, руководитель отдела маркетинга компании «Первая мебельная фабрика»: «Трудно найти аналитика, который умеет делать и внешний, и внутренний анализ».
13.07.17 Рекламная стратегия: цели компании и понимание потребителей
Дарья Горякина, заместитель генерального директора по коммерции «Лабораторной службы Хеликс»: «Наша реклама давит на три понятия: качество, надёжность, инновации. Это то, как мы себя позиционируем».
12.07.17 Как чувствует себя рекламная полиграфия?
Генеральный директор цифровой фабрики «Быстрый цвет» Кирилл Евдокимов: «Роста рынка нет. Есть какие-то единицы процентов, может быть, десяток процентов».
29.05.17 Дизайн упаковки: что американцам – хорошо, то китайцам - …?
Антон Купцов, директор по маркетингу КО «Любимый край»: «Чем более нехарактерен дизайн упаковки для китайского рынка, тем больше уверенности в том, что продукт действительно приехал из-за границы».
22.05.17 Дизайн упаковки препаратов компании ПОЛИСАН: проект глазами агентства
Владимир Федосеев, генеральный директор коммуникационного агентства :OTVETDESIGN: «Это язык, требующий внедрения. Как любой бренд требует внедрения, так и визуальный язык, являющийся инструментом брендинга».
07.04.17 О новом дизайне упаковки для препаратов компании ПОЛИСАН
Начальник отдела рекламы компании ПОЛИСАН Ольга Данилова: «У наших препаратов появилось своё лицо, уникальное и запоминающееся».
04.04.17 Лучшая реклама колбасы – дегустация!
Коммерческий директор мясокомбината «Северо-Запад» Максим Степанцов: «Сейчас оценка маркетинговых мероприятий по отдельности – это возможность получить неправильные выводы».
03.04.17 Реклама Оптоклуба РЯДЫ: нам есть, что рассказать потребителям
Галина Чайковская, директор по маркетингу Оптоклуба РЯДЫ: «Удивительно, но все исследования подтвердили со стопроцентной точностью, что мы двигаемся в правильном направлении».
28.02.17 Заказная сувенирная продукция: когда хочется чего-нибудь «такого»
Ирина Колосова, менеджер по работе с клиентами компании «Проект 111»: «Если поставщик стабилен и имеет большой опыт разрешения конфликтов, в 99% случаев клиент даже не узнает о неожиданностях с его заказом».
advmarketВсе презентации
ИВАН-Дизайн
Проектирование выставочных стендов любой сложности

Каталог
Новые участники - Санкт-Петербурга
Рейтинг@Mail.ru