Логин:     Пароль:
 
19 Марта 2024 г.  8:00
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СПРАВКА
Законодательные акты
Органы гос. управления
Методические материалы
Консультации
03.03.16
 

Председатель совета директоров компании «Проект 111» Андрей Дегтяренко В течение последнего года одной из популярных тем стал внутрироссийский туризм. Власти регионов сообщают о разработках территориальных брендов, департаменты культуры и туризма говорят о разработках и продвижении новых туристических маршрутов.

Очевидно, что непременным спутником туристической  индустрии, является индустрия сувениров. Что думают об этом направлении развития сувенирной продукции эксперты отрасли? Портал ADVmarket.ru решил узнать мнение председателя совета директоров компании «Проект 111» Андреем Дегтяренко. 

- Андрей, об очевидном ударе по турбизнесу Вы говорили ещё в начале 2015 года. С тех пор…

- Да, по туристическому бизнесу нанесён нокаутирующий удар. Его доля составляет уже, наверно, 0,01% в обороте промоиндустрии.

- А какова была структура продаж сувениров для туристического бизнеса?

- К сожалению, это одна из самых больших проблем сувенирной отрасли: никто не собирает данные, какая отрасль сколько покупает. Сами клиенты не ведут у себя такой статистики и никто её не консолидирует на конечном этапе. Внутри каждая компания может сказать, что у нас нефтяники – 30%, правительство – 20%, турбизнес – 0% и т.д. Но консолидированных данных нет. Этим должна была бы заниматься ассоциация уровня американской или европейской, но на сегодняшний день этого нет. АКАР проводит некоторые исследования, которые пока очень далеки от точности, – но они не включают в себя показателей, какие отрасли в каком объёме покупают. Для начала нужно принять единый стандарт, потому что подобную отраслевую классификацию можно делать по-разному. Что касается нашей компании – мы с нанесением делаем только 20-25% промопродукции, остальное компании печатают сами, и поэтому мы не видим конечного заказчика.

- Сейчас активно продвигается идея развития внутреннего туризма. Как Вы считаете, что она может дать рынку сувенирной промопродукци?

- Это большая история. В начале сентября прошлого года мы проводили клуб миллионеров – на этот раз в Рязани. Поездили, посмотрели. Специальным гостем был известный журналист Павел Лобков. Он рассказывал, что такое «гений места», как можно любое место превратить в туристически притягательный магнит. В истории каждого города всегда есть какая-то легенда, которую можно «поднять на поверхность». А уже  вокруг этого можно создавать соответствующую сувенирку. 

Нельзя сказать, что это впрямую наша отрасль. Но близкая. То, что мы видим на сегодняшний день – это очень бледно. Например, Илья Варламов писал, как он посетил «Роскосмос» и что он там увидел. Ничего. Декорация начала 90-х годов. Игорь Чижов из «Прагматики» был на «Мосфильме» и тоже там не увидел ничего, что могло бы вызвать у людей желание приехать и посмотреть. Но мы же с вами понимаем, сколько всего снимали на «Мосфильме! Там вокруг каждого фильма можно построить целый сувенирный павильон с легендами и историями. Эта часть, связанная с внутренним туризмом, очень легко может монетизироваться через сувенирную продукцию. Но на сегодняшний день этим практически никто не занимается. Причём тут вина двух сторон. С одной стороны, нет качественного предложения со стороны бизнеса, с другой – нет спроса со стороны правообладателей.

- Чтобы через двадцать лет мы вспоминали «как всё начиналось» в этой истории, с чего это всё должно начинаться?

- С успешного кейса, который будет пропагандироваться. Кто-то должен сделать понятную, известную, хорошую историю.

- То есть взять на себя и вложиться в этот кейс?

- Все привыкли к понятным историям оплаты. Когда компания заказывает что-то для подарков, у неё есть бюджет. Они его потратили, а агентство, которое поставляет, получило свои деньги. В случае, в котором нужно продавать, должен быть какой-то конечный физический покупатель, который достанет из кармана 500 рублей и купит эту кепку, кружку, значок и т.д. 

Здесь кто-то должен взять на себя эти предпринимательские риски: либо обладатель бренда (условно говоря, тот же «Роскосмос», «Мосфильм» и прочее), либо поставщик в лице рекламного агентства. Для владельцев брендов это, может быть, и мелко, и они не хотят с этим связываться. А агентства пока не привыкли работать в таком формате.

На рынке есть пример – компания Brandship, которая принципиально сфокусировалась именно на этой истории. Она приходит к компаниям и говорит: мы вам построим магазин (правда, речь идёт только про онлайн, но это более чем актуально на сегодняшний день), ваша задача только одна – привести на него трафик. Сейчас они подписали контракт с одной из радиостанций. Фанаты этого радио смогут перейти на сайт магазина и купить там футболки, кепки со своими любимыми диджеями и т.д. Идея бизнеса Brandship в том, чтобы поставить эту идею на поток. Если у них получится, то возникнет какая-то цепочка активности на этом рынке. Но история, на мой взгляд, крайне перспективна. 

- Прежде чем туроператоры начинают продавать маршруты, их оценивают эксперты. Если этот тур должен сопровождаться сувенирной продукцией, – то кто может выступить экспертом в части «сувенирки»? 

- Здесь не нужен специальный эксперт. Если ты видишь предметы, которые тебе хочется купить и рука лезет в карман за кошельком, значит, всё сделано правильно.

- Но для этого они должны появиться. А кто их будет придумывать?

- Вообще подобная задача должна решаться в рамках брендинга территорий. А такими вопросами занимаются администрации городов. Частный предприниматель может построить хороший отель, базу отдыха, но брендингом территорий должны местные власти.

Единственный, с моей точки зрения, положительный пример, который мы видели в России, – когда Чиркунов пригласил в Пермь Марата Гельмана. Приехала большая группа людей, которые понимают толк в современном искусстве, сделали логотип города, стали делать выставки, инсталляции, перфомансы. Было чёткое позиционирование: Пермь – столица современного искусства. 

Конечно, уровень управления на сегодняшний день у нас такой, что с трудом приходится надеяться на распространение подобного опыта. Это глобальные проекты, им нужно комплексное развитие, инфраструктура. Чтобы люди куда-то поехали, помимо отелей нужно, как минимум, чтобы самолёты летали.

- И всё-таки: кто-то из участников рынка сувенирной продукции должен поехать в этот тур, посмотреть это всё и у него должны возникнуть идеи?

- В любом случае это диалог между владельцем бизнеса и профессионалом рынка. Владелец бизнеса знает его сильные стороны, на что сделать акцент, что можно монетизировать и продать клиенту. А профессионал рынка сувенирной продукции владеет инструментами.

Каково базовое представление о сувенирной продукции? Ручка, флешка, зонтик, ежедневник – и всё. А на самом деле – огромное количество продукции, огромное количество технологий, огромное количество возможностей. Но когда клиент на вопрос «когда вам надо?» отвечает «времени ещё много, на следующей неделе» – может быть предложена только продукция со склада. И нанесение. Мы много видим таких заказов на рынке. Люди говорят: дайте нам что-нибудь интересное. А сколько осталось времени? Неделя. Можно подобрать что-то интересное, но индивидуальный продукт уже не сделать. 

Если речь идёт о какой-то долгосрочной истории, индивидуальный продукт невозможно сделать за неделю. Нужно сделать дизайн, отшлифовать всё, сделать образец, посмотреть его, покрутить в руках, сделать клише под вырубку. Представляются эскизы, идеи, что-то из них отметается, просчитывается. После этого определяется, что будем делать. Если это индивидуальная продукция – делаются достаточно большие тиражи, чтобы она продавалась долго. Тогда можно получить что-то интересное. 

Хотя и принтами на футболках можно дать огромное разнообразие сувенирной продукции для туристов. Любая графика предоставляет неограниченные возможности. Тем более, что футболки можно печатать на современном оборудовании от одной штуки и за очень разумные деньги. Если принтер стоит где-то недалеко, то можно изготавливать сувенирную продукцию по мере её продажи. 

- Мы начали с того, что сначала нужно создать кейс. Администрация удачный кейс всегда может подхватить и размножить.

- Кейсы можно создать на примере одного места. Когда в Ливерпуле выходишь из музея Битлз, выход устроен так, что ты проходишь через сувенирную лавку. У нас есть музей «гранд макет». Красиво всё сделано, интересно. Но сувенирная продукция оставляет желать лучшего и находится чуть в стороне. Можешь туда зайти, а можешь и не зайти. Это нужно устраивать так, чтобы ты не мог увернуться. А там бледненько всё представлено. Можно было бы поработать, тем более у них хорошая проходимость. Я не видел удачных примеров, когда это хорошо сделано.

Интервью взял: Андрей Тарутин, ADVmarket.ru

Пришлите свою новость  Подписаться на новости

20.12.17 Откуда берутся хорошие маркетологи?
Елена Ласман, директор по маркетингу и рекламе консорциума «Логика-Теплоэнергомонтаж»: «Если человек не работал в крупной компании – он в принципе не может иметь хорошую квалификацию».
13.12.17 Рынок труда: каких маркетологов не хватает?
Мария Огнева, руководитель отдела маркетинга компании «Первая мебельная фабрика»: «Трудно найти аналитика, который умеет делать и внешний, и внутренний анализ».
13.07.17 Рекламная стратегия: цели компании и понимание потребителей
Дарья Горякина, заместитель генерального директора по коммерции «Лабораторной службы Хеликс»: «Наша реклама давит на три понятия: качество, надёжность, инновации. Это то, как мы себя позиционируем».
12.07.17 Как чувствует себя рекламная полиграфия?
Генеральный директор цифровой фабрики «Быстрый цвет» Кирилл Евдокимов: «Роста рынка нет. Есть какие-то единицы процентов, может быть, десяток процентов».
29.05.17 Дизайн упаковки: что американцам – хорошо, то китайцам - …?
Антон Купцов, директор по маркетингу КО «Любимый край»: «Чем более нехарактерен дизайн упаковки для китайского рынка, тем больше уверенности в том, что продукт действительно приехал из-за границы».
22.05.17 Дизайн упаковки препаратов компании ПОЛИСАН: проект глазами агентства
Владимир Федосеев, генеральный директор коммуникационного агентства :OTVETDESIGN: «Это язык, требующий внедрения. Как любой бренд требует внедрения, так и визуальный язык, являющийся инструментом брендинга».
07.04.17 О новом дизайне упаковки для препаратов компании ПОЛИСАН
Начальник отдела рекламы компании ПОЛИСАН Ольга Данилова: «У наших препаратов появилось своё лицо, уникальное и запоминающееся».
04.04.17 Лучшая реклама колбасы – дегустация!
Коммерческий директор мясокомбината «Северо-Запад» Максим Степанцов: «Сейчас оценка маркетинговых мероприятий по отдельности – это возможность получить неправильные выводы».
03.04.17 Реклама Оптоклуба РЯДЫ: нам есть, что рассказать потребителям
Галина Чайковская, директор по маркетингу Оптоклуба РЯДЫ: «Удивительно, но все исследования подтвердили со стопроцентной точностью, что мы двигаемся в правильном направлении».
28.02.17 Заказная сувенирная продукция: когда хочется чего-нибудь «такого»
Ирина Колосова, менеджер по работе с клиентами компании «Проект 111»: «Если поставщик стабилен и имеет большой опыт разрешения конфликтов, в 99% случаев клиент даже не узнает о неожиданностях с его заказом».
advmarketВсе презентации
Аверс-Транзит
Размещение рекламы на внутренних и внешних поверхностях автотранспорта
Невский плакат
Широкоформатная, интерьерная печать, ламинация, монтаж, плоттерная резка
Каталог
Новые участники - Санкт-Петербурга
Рейтинг@Mail.ru